Учимся читать

Итак, вы решили научить своего ребенка читать еще до того, как он пойдет в школу. Ведь всем известно, насколько трудны и объемны в настоящее время школьные программы. А читающему ребенку будет намного легче вписаться в этот новый для него мир.

Давайте поговорим о том, как заинтересовать ребенка, знакомя его с буквами или обучая непосредственно чтению.  
Развитие детей
Развитие детей


Учитывая, что при поступлении в школу малышу желательно (но никак не обязательно) уметь читать, склоняет нас в сторону положительного ответа на вопрос о целесообразности знакомства с буквами и словами. Учитывая же возраст малыша и его, лично его, особенности, процесс обучения необходимо превратить в увлекательную игру, причем этот процесс должен быть интересен для всех участников обучения. Согласитесь, если вам не интересно какое-то занятие, то и ребёнку оно тоже не будет интересно. Будьте также уверены — то, что вашего ребенка заинтересует и будет приносить радость — автоматически будет приносить и результаты.

Итак, с чего начать?

Учимся узнавать звуки

Быть может, кому-то может показаться, что такой предварительный шаг при обучении чтению совсем необязателен — ведь ребенок вполне может научиться читать без этого. Возможно, однако, забегая немного вперед, оговоримся, что умение распознавать звуки облегчит не только процесс обучения чтению, но и пригодится в дальнейшем уже в школе.
Развивайте подвижность губ и языка малыша с помощью игр и упражнений. "Покривляйтесь" с ребенком перед зеркалом, четко проговаривая отдельные звуки и обращая его внимание на движение губ. Предложите угадать звук, который вы лишь имитируете губами и языком, не называя его. Поменяйтесь ролями — теперь вы угадываете, какой же именно звук хотел произнести малыш.
Поиграйте с ребенком в игру "Кто как делает?". Жук жужжит: "Ж-ж-ж-ж", оса летает: "С-с-с", гусь шипит: "Ш-ш-ш". Скажите ребенку, что все это — звуки. Игру усложняем: "Живет ли звук в слове?" Сначала выбираем слова со звуком, который собираемся искать; желательно, чтоб стоял этот звук в начале слова. Произносим, выделяя его: "Живет ли звук А в слове АААзбука?" и т.п. По мере того, как ребенок справляется с заданиями, усложняем задачу — сначала перестаем делать акцент на искомом звуке, потом подбираем слова, где звук стоит в конце или середине слова, "спрятанный" между другими звуками.
Параллельно с этим рассказываем ребенку, что звуки бывают гласными и согласными. Гласные — это те звуки, которые можно петь с открытым ротиком, их всего шесть (а,о,у,ы,и,э). Все остальные — согласные. Это звуки, которые вообще "петь" не умеют, они "рычат, мычат, свистят, кряхтят" и т.д. Им мешают петь — губы, язык, зубы, горло. Попробуйте определить с ребенком, что конкретно мешает петь определенному звуку, например, (М) — губы, (К) — горло и т.д. Параллельно учим выделять твердые и мягкие согласные.

Если ребенок еще не знает буквы

Ребенок уже знает звуки. Тогда ему легко будет объяснить, что такое буква. Ведь звук — это то, что мы слышим и произносим, а буква — это то, что мы пишем и читаем. Говоря проще — звук мы слышим, букву — видим.
Начинаем учить постепенно. Самая любимая буква любого человека — первая буква его имени, эту букву малыш запомнит быстро и с удовольствием. Покажите эту букву на картинке. Желательно, чтобы буква была без рисунков, четко напечатана. Пофантазируйте, на что она похожа. Для закрепления слепите эту букву из глины или пластилина, даже можно из теста, а потом выпечь ее и съесть; выложите букву из проволоки; подготовьте трафарет этой буквы — и пусть ребенок не только обведет, но и дорисует что-либо интересное; "пропишите" эту букву на рассыпанной на дощечке крупе. В общем, используйте все, что находится под рукой для закрепления образа новой буквы, обращая внимания малыша на конкретную форму, постепенно подводя его к абстрактному обозначению. Предложите ребенку в небольшом тексте обвести карандашом уже знакомую букву. Придумайте слова, которые начинаются с этой буквы…
Постепенно знакомим с остальными буквами — "маминой", "папиной" и т.д.
Знакомя ребенка с согласными буквами, давайте их название без призвука гласного: не ЭЛ, а Л; не ДЭ, а Д и т п. — это в дальнейшем облегчит процесс обучения чтению.

 
Развитие детей
Развитие детей
 
На заметку

Педагоги считают, что лучше всего начинать обучение чтению с 4 лет. Большинство звуков к этому возрасту ребенок начинает произносить правильно, но речь не стала чем-то обычным и скучным. У детей в этом возрасте хорошо развито чувство языка, они любят играть со звуками, значением слов и родителям обязательно надо этим воспользоваться. Однако, существует и другая крайность: учить буквы с года. До двух лет действительно буквы запоминаются очень легко и быстро. Только надо помнить, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Тайна слияния букв всегда открывается ребенку интуитивно, но этому научить нельзя. Задача родителей состоит в том, чтобы создать такую среду, в которой переход к чтению стал бы возможен для ребенка.

Играем дальше

По мере того, как ребенок изучает буквы, играйте с ним в игру "Найди и спрячь". Для этого начертите поле с квадратами по количеству изученных малышом букв (по мере изучения поле будет расширяться). В эти квадраты вписывайте буквы, которые малыш уже знает.
Лучше использовать два цвета: синий — согласные, красный — гласные. Объясните ребенку, что красные буквы — это гласные (заметим, что гласных букв — десять — А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е), а синие — согласные.
Игра "Найди и спрячь" заключается в том, что по очереди один (взрослый) называет букву, другой (ребенок) находит и накрывает ее рукой или фишкой. Потом меняетесь ролями. В такую игру можно играть всей семьей. И не забывайте о чудесном приеме "ошибка", когда вы прячете не ту букву, которую назвал малыш. Это весело и развивает внимательность у ребенка. Также можно разложить на полу карточки с четко нарисованными буквами. Тогда во время поиска нужной буквы малыш не будет сидеть на месте, а будет двигаться и меньше устанет. Форму карточек можно связать со временем года — зимой буквы могут быть нанесены на снежинку, весной — на цветочек.

Учимся читать слоги

Это упражнение для тех, кто уже знает буквы. Обрисуйте ножку ребенка на бумаге и вырежьте след. Сделайте несколько таких следов и на каждом из них нарисуйте по одной букве. Буквы должны быть крупные. Разложите следы в виде дорожки и предложите ребенку пройти по ней, но перед тем, как наступить на след, ребенок должен назвать букву. Можно чередоваться с ребенком и тоже проходить дорожку, а иногда "ошибаться" и называть букву неправильно — ребенок будет исправлять.
Целесообразно знакомить малыша вначале с гласными буквами. Их проще соединять в слоги: АУ, ЭО, и т.д. Учить слиянию букв в один слог можно так: стоя на следе с первой буквой, например, А, передвигаемся ко второй, например, У, по "дорожке" (это может быть нитка, шнурок, веревочка и т.д.): "Тяни первую букву до тех пор, пока ты не добежишь по дорожке до второй буквы": А……У. "Путешествовать" ребенок может сам или с любимой игрушкой. Аналогично, сидя с букварем в руках, показывая карандашом первую букву, например, И, и передвигая карандаш ко второй, например, У, предложите ребенку: "Тяни первую букву до тех пор, пока ты не добежишь по дорожке до второй буквы": И……У
Дальше — пробуем соединить в слог гласные и согласные буквы. Сначала именно в таком порядке — на начальном этапе первой ставим гласную букву, а затем, согласную. Например: ребенок читает "А", "тянет" ее, затем читает "М", а вместе у них получается — "АМ".
Чтение слога "согласный + гласный" — самый ответственный момент начального обучения грамоте. Не увлекайтесь механическим соединением букв в один слог, например, "М" и "А", а как будет вместе? Напоминайте, что первую букву надо тянуть: МММ и, "добежав" до второй, прочитать ее, не разрывая дорожки. М……У
Вы опять вырезаете следы, только вместо букв пишите на них слоги: "БА", "ВА", "ГА", "ДА" и т.д. Не требуется писать все существующие сочетания букв, но в "дорожке" должны присутствовать хотя бы несколько вариантов сочетаний одной гласной и различных согласных.
Если ребенок овладел слитным прочтением слога, состоящего из двух букв, переходите к слогам из трех и четырех букв: О-СА, У-СЫ, МА-МА.
Родителям, желающим учить детей читать, хочется посоветовать следующее:

1. Научите видеть в букве образ. К сожалению, буква — абстрактный знак, и в силу этого не может быть просто так интересна детям. Постарайтесь сделать букву "узнаваемой для малыша". Для этого пофантазируйте, какая она — высокая или низкая, на что похожа, где живет, какой у нее характер, с кем она дружит, какой цвет ей подходит больше других… Например, "О" — круглая, добрая, любит бублики, "С" — сладкая, как бублик, который укусила "О" и т.д.

2. Разумно подбирайте вспомогательный материал к чтению. После прочтения ребенком слова попросите его повторить прочитанное, а затем уточните, знает ли он его значение.

3. Не забывайте повторять. Помните, что чтение — это навык, поэтому необходимо постоянное упражнение в этом. Многократное внимательное чтение однотипных слогов предупреждает склонность детей читать по догадке.

4. Одновременно с началом обучения детей чтению, определяйте с ребенком на слух, сколько звуков (букв) вы произнесли. Какой звук (буква) был первым, какой — второй, учите выкладывать их с помощью разрезной азбуки.

5. Чтобы ребенок понял смысл предложения, после прочтения им первого слова попросите прочесть его снова, а затем сразу прочитать второе. После прочтения двух слов ребенок снова возвращается к началу предложения и читает подряд все три слова.

6. Не останавливайтесь на достигнутом. Если ребёнок научился читать, нужно заинтересовать его книгами и чтением. Ему ещё трудно выбрать, что читать, так как многие книги по объёму могут быть ещё недоступны. Да и самим взрослым полезно перечитать книги своего детства.

7. Ищите и придумывайте новые игры и способы увлечения чтением.