О развивающих играх для детей по методике Никитиных.
Занятия с детьми 1.Ребенку не навязывается никакая определенная программа обучения. Он погружается в мир игры, в котором волен выбирать сферу деятельности.
2.Ребенку не объясняется новая игра, он вовлекается в нее с помощью сказки, подражая старшим, участвуя в коллективных играх.
3.Освоение новой игры, как правило, требует активного участия старших; в дальнейшем ребенок может заниматься самостоятельно.
4.Перед ребенком ставится ряд задач, которые постепенно усложняются.
5.Ребенку нельзя подсказывать. Он должен иметь возможность думать самостоятельно.
6.Если ребенок не может справиться с заданием, нужно вернуться к легким, уже сделанным заданиям или временно оставить эту игру.
7.Если ребенок достиг потолка своих возможностей или утратил интерес к игре, нужно ее на время отложить. Такая методика позволяет ребенку самостоятельно искать решение неизвестных ему задач, создавать новое, то есть ведет к развитию его творческих способностей.
Сущность и особенность развивающих игр:
Каждая игра представляет собою набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика и т.д.
Задачи даются малышу в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции, таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
Задачи расположены, как правило, в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип "от простого к сложному".
В задания входят задачи разной сложности: от доступных двух-трехлетнему до непосильных для среднего взрослого, поэтому игры могут возбуждать интерес в течение многих лет.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в то время как при традиционном обучении ему все объясняется, и поэтому у ребенка формируются только исполнительские качества.
Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Строя модель, осуществляя решение практически, ребенок учится брать все необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
Решение задачи предстает перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, т.е. видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, т.е. заниматься творческой деятельностью. В развивающих играх (и в этом их главная особенность) удалось объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным условием творческой деятельности – делать все самостоятельно.
|
|
Методика Зайцева.
Выдающийся педагог-новатор из Санкт-Петербурга, Николай Александрович Зайцев (р.1939), настойчиво рекомендует отказаться от традиционного принципа овладения чтением как технологии, негативно отражающейся на психомоторном развитии и здоровье ребенка.
Все его пособия, главным и наиболее известным из которых являются "Кубики Зайцева", основаны на естественной потребности любого ребенка в игре, которая негативно не отражается на здоровье ребенка, а наоборот, несет ему только радость, и на системности подачи материала. Весь материал подается настолько в игровой форме, что дети с большим удовольствием играют в эти пособия, когда – всей группой, когда – поодиночке.
Зайцев увидел единицу строения языка не в слоге, а в складе.
Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков.
Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам .
В целом складовый принцип обучения чтению с помощью звучащих кубиков Н. А. Зайцева адекватен нейрофизиологической свободе, свободе, при которой ребенок, как начинающий музыкант, по своей инициативе ведет творческий поиск нужных ему звуков-нот, извлекает их с помощью собственных усилий, сам себя слышит, сам себя корректирует.
Безусловным достижением автора является системный подход к такому предмету, как математика. Предлагаемая автором методика основана на системе таблиц, погружающая ребенка в мир чисел и наглядно показывающая ему, какое число из чего состоит, какими обладает свойствами, и какие действия можно с ними производить. Зайцев в доступной форме рассказывает, откуда взялись дроби и степени, и что можно с ними делать. Эта методика рассчитана на детей 3 - 4 лет, но ее также можно использовать и для учеников начальной школы.
Зайцевские пособия очень хорошо подходят всем детям – быстрым и медленным, слабым и сильным. В своих детских садах Зайцев предпочитает брать в группу самых слабых детей, и они очень быстро догоняют основной поток. В этом, в принципе, и должна заключаться суть всех развивающих методик.
|
|
Методика Глена Домана.
В конце сороковых годов американский военный врач Глен Доман, работая в филадельфийском институте, позже названным "Институтом ускоренного развития ребенка" ("Better Baby Institute" (BBI)), начал заниматься лечением детей с травмами мозга. Выводы, к которым он вместе с сотрудниками пришел, схематично можно описать следующим образом: стимулируя один из органов чувств, можно добиться резкого усиления активности мозга в целом. В первую очередь, больных детей (кроме слепых) учили читать, показывая им карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и эти слова громко произносили вслух. Весь урок занимал 5-10 секунд, но таких уроков в день было несколько десятков. Со слепыми детьми дело обстояло сложнее – первый шаг их программы состоял в том, чтобы дать им возможность видеть хотя бы очертания.
В результате, когда такие дети начинали читать, параллельно с этим, постепенно, понемногу, они начинали и двигаться. До обучения по методике Домана эти дети отставали по всем показателям физического развития детей, а спустя некоторое время после начала обучения – по весу, росту, окружностям головы и грудной клетки на 20% превосходили обычных детей!
И опять же возникает вопрос, который задавала себе еще Мария Монтессори: "что же надо делать с обычными детьми, чтобы мои бедные малютки их перегоняли?"
Систему, разработанную для больных, Доман попробовал применить в работе со здоровыми детьми.
Своими трудами он показал, что человеческий потенциал огромен, что еще в очень раннем возрасте детей можно очень многому научить. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинают читать, превосходно осваивают математику, становятся настоящими эрудитами, и вместе с тем прекрасно развиты физически: они хорошо плавают, бегают, лазают. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называет их детьми Возрождения.
Целью, которую поставил себе Доман, является – "дать детям неограниченные возможности в жизни. А осуществление этой цели будет определяться тем, что выберет для себя ребенок, кем он решит стать, что приглянется ему из длинного списка возможностей."
Доман хорошо знает, что учеба эффективна только в период роста мозга. А мозг человека растет до семи - семи с половиной лет, но сильней всего он растет в первые три года. Исходя из этого, свою систему он построил для трех-четырехлетних малышей.
В первую очередь, считает Доман, надо предоставить ребенку возможность двигаться с первых дней жизни. Простые усилия могут привести к тому, что в первый месяц жизни ребенок будет проползать по несколько метров в день. Это сильно влияет на развитие способностей ребенка. Конечно, надо обучать так, чтобы это было психологически комфортно ребенку, надо стараться исподволь развить его врожденные рефлексы.
Мне кажется, что дети, которых пеленали, в большинстве своем более апатичны, не позволяют себе сделать того, что они хотят, в более старшем возрасте, чем дети, которым позволяли и помогали двигаться так, как они хотят. Вы когда-нибудь видели, какая радость написана на личике трехмесячного малыша, которому помогают стоять и ходить? Если да, то после этого Вы никогда не скажете, что такое раннее развитие вредно.
Доман разработал целую систему физического развития ребенка. Он рекомендует учить его делать все, что только возможно и вертеть и крутить его различными способами. Развивая ребенка таким образом, еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь. И это подтверждают спортсмены, занявшие во многих видах спорта лидирующее положение благодаря тому, что они взяли в руки ракетку, вышли на лед или начали плавать не позже двух лет. Кроме того, Глен Доман считает, и это проверено им на больных детях, что физическое развитие стимулирует и умственное. Когда ребенку исполнится год, надо параллельно с физическим развитием начинать развивать и такие способности, как лингвистические, математические и другие.
По мнению Домана, лингвистические способности – врожденная функция человеческого мозга. Он считает, что все младенцы обладают невероятными способностями к языкам. Глен Доман выделяет факты, из которых состоят языки. Они называются словами, числами или нотами, в зависимости от того, о каком языке идет речь. Он считает, что в том, что касается заучивания голых фактов, дети могут выучить все, что мы им дадим. Более того, чем они моложе, тем легче они заучивают. Исходя из этого, идея "готовности к чтению" (а также все другие "готовности") является полнейшим вздором. Утверждение о том, что ребенок готов к чтению в пять или шесть лет, не только абсурдно, но и опасно. Готовность созидается в детях, а если не созидается – случайно или с какой-то целью – она не появится вообще.
Доман считает, что если учить ребенка фактическому материалу в математике, а факты, на которых основывается математика, - это числа, такие как один, два, три, четыре, пять, шесть, - то он откроет такие математические правила, как сложение, вычитание, умножение, деление и т.д. Из этого он делает вывод, что математические способности – также неотъемлемые функции человеческого мозга.
Обучение математике состоит в том, что ребенку показывают карточки с крупными красными точками (по пять штук) и громко называют их количество. Доман показывает количество точками, а не цифрой, для того, чтоб ребенок мог почувствовать реальное количество, а не абстрактный значок цифры.
Когда ребенок пройдет первые двадцать цифр, ему, кроме цифр, начинают показывать примеры. Большинство детей, которые внимательно просматривают то, что им показывают, примерно через пару месяцев могут визуально отличить 56 точек от 57 и решить несложный пример.
Кроме обучения чтению и математике Глен Доман рекомендует еще давать и энциклопедические знания. Для этого родители делают подборку карточек с изображением растений, животных, великих людей и многого другого. Было бы, наверное, неплохо, если бы ребенку не просто давали энциклопедические знания, но еще и рассказывали, где и как они применяются, как они взаимосвязаны между собой, подкрепляли бы примерами из жизни (тогда информация становится менее безликой, а, значит, и более интересной для ребенка).
Доман рекомендует показывать каждую карточку, вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 - 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 5 - 10 секунд. Мне же кажется, что лучше показывать настолько быстро, насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа, т. е. слова и точки – быстро, а картины– медленно.
Для обучения чтению Доман берет старинную англо-германскую систему: предъявление и озвучивание целого слова. Он рекомендует показывать карточки с написанными на них красными словами на белом фоне. Доман советует начать обучение как можно раньше, лучше – до года. Но в этом возрасте ребенок еще мало знает названий предметов, и в этом случае он узнает их из карточек, причем узнает только название, без образа предмета. Если же у него уже сформировалась взаимосвязь между образом и предметом, то он, скорей всего, все равно не представит себе за словом предмет (т. к. слишком быстро показывают и часто меняют слова, он не успевает к ним привыкнуть). Получается, что мы, с самого раннего возраста, учим ребенка мыслить абстрактно. А может, лучше образно? Кстати, дети с образным мышлением эту методику плохо воспринимают. Мне кажется, что было бы лучше, если бы показывали одновременно на одном листе сверху – картинку, снизу – подпись.
По мере взросления ребенка Доман предлагает увеличивать продолжительность и количество занятий. По достижение ребенком возраста 1,5 - 2 лет с ним начинают, например, изучать японский язык, знакомить его с современным искусством или обучать игре на скрипке.
Как и у всякой методики, и у методики Домана есть свои отрицательные стороны. Главная из них заключается в том, что при использовании данной методики ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения ребенок пассивен, работает только его зрительная система, охватывая ту информацию, которая расположена на карточках. Малыша нагружают фактами (делают из него "ходячую энциклопедию"), но не учат думать (использовать полученные знания). Страдает эмоциональное и когнитивное развитие, т. к. нельзя развивать только одну (в данном случае зрительную) компоненту. "Факт" надо пощупать, потрогать и полизать, т. е. исследовать его всеми органами чувств, и потом, используя его взаимосвязи с другими "фактами", определить ему место в мире.
С другой стороны, эта методика хороша тем, что ребенок усваивает большой объем информации приятным для него способом. А для развития творческих и исследовательских способностей можно применить и другие методики. И, к тому же, большой плюс в том, что Глен Доман воспитывает родителей, объясняет им, что с детьми надо много заниматься. Качество методики подтверждается еще и ее результатами: в мире существует уже несколько десятков нобелевских лауреатов, которые в детстве учились по Доману.
Младенец, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы потом соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время его лепета, никогда не слышно отдельных букв, всегда только слоги. Ученые, занимающиеся этой проблемой, открыли, что традиционный, вербально-фонемный, принцип обучения чтению расчленяет неделимый звукоречевой код на искусственно составленные "элементики". Ими было установлено, что такая методика не только глубоко закрепощает речевую психомоторную свободу, но и формирует устойчивые патологические звуко-речевые комплексы. Таким образом, показано, что традиционный принцип обучения чтению изначально вводит ребенка в специфическую психоэмоциональную и речемоторную напряженность. Именно она – один из факторов формирования напряженного устойчивого речемоторного стереотипа. А речемоторная напряженность сама по себе уже создает ситуацию развития ранних психических нарушений.
|
|
Методика Марии Монтессори
|
Методика Марии Монтессори.
Развитие детей
Мария Монтессори была великим педагогом, всю свою жизнь, без остатка, посвятившая детям. Родилась она в Италии, в середине 19 века, и была первой в истории этой страны женщиной - доктором медицины. Работая в детском саду с ослабленными и больными детьми, наблюдая за ними, Мария Монтессори пыталась облегчить им жизнь, помочь им догнать сверстников. Она пыталась создать им игрушки, которые бы не только развлекали их, но и развивали их воображение, их пальчики.
Она создала педагогическую систему, которая максимально приближена к той идеальной ситуации, когда ребенок обучается сам. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. В этой среде ребенок совершенствует своё физическое состояние, формирует моторные и сенсорные навыки, соответствующие возрасту, приобретает жизненный опыт, учиться упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, приобретает знания на собственном опыте. Учитель же наблюдает за ребенком и помогает ему, когда это требуется. Основа педагогики Монтессори, ее девиз - "помоги мне это сделать самому".
Таким образом, Монтессори удалось создать образовательную систему, которая основана на самопостроении личности ребенка самим ребенком, исходя из его собственного внутреннего потенциала. Также, наблюдая за детьми, Мария Монтессори выделила возможные особенности психического развития: впитывающее мышление и возрастную сензитивность (чувствительность).
Впитывающее мышление
При работе с детьми Монтессори заметила, что ребенок обладает совсем иной формой мышления, отличной от разума взрослого, которую она и назвала впитывающим мышлением. Мышление ребенка – это губка, которая без разбора впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на "хорошие" и "плохие", "полезные" и "бесполезные" и т.д. Исходя из этого предметная и социальная среда, окружающая ребенка, приобретает огромное значение. И если взрослый хочет, чтобы ребенок хорошо развивался, то он должен создать вокруг ребенка такую среду, в которой тот мог бы найти все, что нужно для полноценного развития: огромное количество разнообразных сенсорных впечатлений, социально приемлемые способы эмоционального реагирования, образцы положительного социального поведения, способы рациональной деятельности с предметами. И, кроме всего прочего, у ребенка должна быть возможность "впитать" правильную речь.
Сензитивные периоды
Это периоды особой чувствительности, которая встречается в развитии детей. На эти основополагающие стадии развития взрослый не в состоянии никак повлиять извне. Но если у ребенка не было возможности развиваться в соответствии с директивами своих периодов, то он упустил единственный случай естественным образом приобрести определенную способность. И больше ему такой возможности не представится. В процессе развития всех детей возникают сензитивные периоды, но время их возникновения, длительность и динамика протекания различны у разных детей.
период развития речи (0-6 лет)
период восприятия порядка (0-3)
период сенсорного развития (0-5.5)
период восприятия маленьких предметов (1.5-2.5)
период развития движений и действий (1-4)
период развития социальных навыков (2.5-6)
Игры Монтессори включают в себя материалы по сенсорике, практической жизни, математике, развитию речи, письму и чтению. Но в первую очередь ее игры направлены на развитие образного мышления. В них ребенок научается на глаз оценивать количество и объем предметов независимо от формы, которую они принимают. А манипуляции с мелкими предметами развивают когнитивную карту мозга малыша.
|
|
Методика Сесиль Лупан
Методика Сесиль Лупан – довольно ненавязчивая, душевная теория, потому что видно, что создавала ее автор с любовью к своим дочерям, пройдя весь путь самостоятельно, испытав все нюансы на себе. Поэтому ей веришь!
Сесиль Лупан родилась в Монсе (Бельгия) в 1955 году. Получив в Брюсселе профессию актрисы, она в течение пяти лет выступала на бельгийской сцене, где имела большой успех. Как актриса известна под своей девичьей фамилией - Бран. В 1981 году С. Лупан отправляется в США, где преподает актерское мастерство. В этот же период она, молодая мать, открывает для себя завораживающий мир раннего "обучения" и развития детей, и с тех пор целиком посвящает себя этой деятельности. В настоящее время Сесиль Лупан живет в Париже, часто выступает с лекциями, участвует в теле- и радиопередачах, воспитывает детей...
Сесиль Браи-Лупан – это самоотверженная молодая мама, которая, воспитывая своих маленьких дочек, пытается наилучшим способом развить их интеллект, и вместе с тем, сделать их психологически здоровыми людьми. Узнав о методике Г. Домана, она апробировала ее на своих детях. Что-то у нее получилось, что-то – нет, и, исходя из основных мыслей Домана, она попыталась переделать эту методику так, как ей показалось наиболее разумным. В отличие от Глена Домана, который наблюдает сразу очень многих детей, и поэтому не может проникнуть в их душевный мир, Сесиль Лупан, наблюдая только двоих своих дочек, очень тонко чувствует их и пытается дать им именно те знания и именно в тот момент, когда им этого хочется.
У Домана более четко все расписано по возрастам среднестатистических детей, у Лупан же – по возникновению интереса, с учетом склонностей детей. Сесиль Лупан более тонко, более индивидуально, подбирает методы обучения. В то же время, в своей методике С. Лупан уделяет большое внимание таким вещам, как обучение плаванию новорожденных (по методике Клэр Тиммерманс). Она составила целые программы по обучению истории, географии, истории искусств и рисованию, музыке и другим областям знаний для малышей и дошкольников. Те результаты, которых она достигла и те способы, которыми она их достигала, в приятной форме описаны в ее книге ‛Поверь в свое дитя‛. Читая ее книгу любой родитель, подготовленный или начинающий, найдет массу интересного и на основе ее рекомендаций сможет сам составить программу развития своего ребенка.
Популярность ее книжки "Поверь в свое дитя!" объясняется прежде всего тем, что о раннем "обучении" написала мать. Отвергая взгляды тех, кто рассматривает ускоренное развитие младенцев лишь как форсирование их возможностей, автор предлагает свои методы, основанные на раскрытии потенциала ребенка и формировании его как личности. Сесиль Лупан рассказывает о своей семье, которая осуществила эксперимент раннего развития, о своих детях, в отношениях с которыми сумела занять совершенно особое место. Делясь с нами своими "секретами", С.Лупан облекает их в форму ярко написанного практического руководства. Оно не претендует на решение всех вопросов воспитания и не содержит рецептов "выращивания гениев". Цель книги - дать советы родителям, желающим открыть мир для своего ребенка с самого раннего детства.
По сути, метод Лупан родился из ее попыток учить малышек по Доману, в отличие от Домана у нее все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Потянулся к пушистому ковру, попробуем показать разницу между мехом и шелком, кожей и другими материалами. Интересуется звуками – позвеним на разных инструментах, погремим кастрюлями. Плюсы: по книжке Лупан «Поверь в свое дитя» можно смело заниматься дома, почти все сподручные средства под рукой, и докупать ничего не нужно! Минусы: большое внимание Сесиль уделяет обучению плавания с пеленок, в этом состоит, пожалуй, единственное ограничение, потому что на «проныривание» решаются далеко не все мамы.
|
|
| |
|