Советы: Как научиться управлять своим временем в домашнем хозяйстве
Работаем над собой Замечали ли вы, что приятные события, встреча со знаменитыми людьми, например, пролетают как одно мгновение? Зато, скажем, визит к стоматологу, ожидание приема, "пытки" в зубоврачебном кресле кажутся нам вечностью?
Психологи сформулировали на этот счет закон: При положительных эмоциях время субъективно течет быстрее, при отрицательных – медленнее.У этого закона есть интересное следствие: по прошествии времени эти ощущения меняются на обратные. Встреча со знаменитостью долго вспоминается с мелкими подробностями и уже не кажется такой мимолетной. А скучный визит к стоматологу почти стирается из памяти. Во всяком случае вам уже кажется, что это было недолго.
Используем выводы психологов в домашнем хозяйствеЗанимаясь повседневной, рутинной работой по дому, обставьте ее хотя бы маленькими положительными эмоциями. Перед домашней работой позвоните кому-нибудь из друзей и поговорите о детях, о хорошей книге, фильме, телепередаче. Приготовьте себе легкий коктейль, включите любимую музыку и беритесь за уборку. Вот вам и маленький праздник. А если вы будете проявлять в домашней работе выдумку, изобретательность - потраченное время вовсе не будет для вас выброшенным, бесплодно пролетевшим. И главное - оно может показаться в несколько раз короче.
В каком настроении вы работаете, такой и будет продолжительность вашей работы.
Еще один психологический закон о времениПсихологи установили еще один парадоксальный закон: Даже отрицательные эмоции создают ощущение от скучной, рутинной работы как от менее тягостной и долгой, чем от работы с полным отсутствием эмоций. Каково? Стоит накричать на детей или повздорить с соседями - и скучные домашние обязанности пролетят сами собой, почти незамеченными. Потому что ваш разум будет отвлечен в это время на переживание конфликтных эмоций.
Поскольку хуже от этого уже не будет, постарайтесь извлечь пользу из своих отрицательных эмоций и переделать дела, которые давно с неприязнью откладывались: с яростью наброситься и расчистить чулан, разобрать хлам на лоджии, вымыть сантехнику и плиту. Словом, устроить аврал по чистке палубы.
Конечно, заводить себя скандалами - не лучший рецепт для исполнения. Но запомните: очень плохо жить и работать вовсе без эмоций.
Несколько правил, как избавиться от спешки• По возможности не назначайте встреч в городе, в транспорте. Лучше встретиться дома, в офисе, в магазине. И тогда нестыковка на 15-20 минут раньше или позже не будет ощущаться такой трагедией.
• Не привязывайте своих дел к жестким минутам. В условиях большого города это нереально. А минуты в наше время умеют коварно сжиматься и создавать ощущение катастрофы, когда вы спешите и все равно опаздываете. И они бывают невыносимо тягучими, бесконечными и тоже вызывают стресс, когда приходится ждать кого-то, кто в эти моменты, опаздывая на встречу с вами, также борется с мучительным стрессом спешки.
Французы говорят: "Когда ты заставляешь кого-то ждать, он в это время вспоминает все твои грехи".
Итак, еще один закон времени: Тот, кто всегда спешит, всегда опаздывает.
Чаще отдыхайтеСпециалисты по научной организации труда, эффективному использованию времени придумали много уловок по обращению со временем для руководящих работников и для производства. Но ведь и мы - руководящие работники в своем домашнем производстве. Посмотрим, что они подходящего придумали для нас.
Когда Фредерик Тейлор создавал свою систему научной организации труда, он работал инженером в одной сталелитейной компании. Вверенные ему рабочие грузили на грузовики примерно по 12,5 тонн чугуна в день каждый. Больше они были не в состоянии, уже к середине дня они падали от усталости. Тейлор проанализировал их действия и подсчитал, что они могут грузить вчетверо больше не уставая.
Для доказательства он предложил одному из рабочих работать в паре с хронометристом, который постоянно следил за секундомером и командовал: "Сейчас поднимите "чушку" и идите... А теперь присядьте и отдохните... Теперь идите... Теперь отдыхайте". В результате этот рабочий грузил в день по 47 тонн чугуна, то есть вчетверо больше, как и рассчитал Тейлор. При этом "экспериментальный" рабочий уставал меньше других, которые, выбиваясь из сил, по-прежнему грузили лишь по 12,5 тонн.
Секрет был в том, что рабочий регулярно отдыхал, причем до того, как почувствует усталость. По Тейлору, отработал примерно 26 минут каждый час, а отдыхал 34 минуты. Бездельничал, можно сказать, и с какой пользой!
Хозяйки, учитесь у своего сердцаИзбегайте напряжения и усталости, - советует домохозяйкам знаменитый американец Дейл Карнеги. Ничто так не старит преждевременно, не разрушает вашу красоту и молодость, как постоянное напряжение и усталость.
Если ваша основная обязанность - домашняя работа, не считайте, что ваша карьера не удалась. Все еще впереди. А сейчас вы имеете большое преимущество перед теми, кто работает в офисе, институте или даже поет на сцене. В любой момент вы можете прилечь и отдохнуть. Этим вы продлеваете вашу жизнь, красоту и молодость для будущего.
В перерыве между домашними делами можно прилечь на диван и полистать красивый журнал. Но лучше лягте на пол. Жесткий пол тренирует ваш позвоночник, делает упругими мышцы. Вытянитесь, как струнка, напрягите каждую мышцу, а потом полностью расслабьтесь. Закройте глаза и подумайте о хорошем.
Кстати, лежание на полу облегчает психический дискомфорт. Недаром плачущие дети бросаются на пол. А энергичные потягивания лежа на полу помогают уменьшить и постепенно снять боли при радикулите.
Как отдыхать и одновременно худетьНо мы отвлеклись. Сейчас мы просто делаем маленькую передышку во время работы по дому. Пять - десять минут, не больше, и снова за дело! А когда у вас нет возможности лечь, потому что на плите что-то варится, тогда хотя бы сядьте рядом с плитой на стул с высокой прямой спинкой, сложите руки на коленях и напрягайте по очереди все мышцы вашего тела, а потом расслабляйте их. И дышите глубоко, медленно.
Отдыхайте так понемножку, но часто - и несмотря на расход времени на отдых, вы меньше устанете и закончите свою работу раньше. А потом успеете заняться еще чем-нибудь приятным для себя. И это значит, что вы удлинили свои сутки!
Устраивайте соревнования сами с собой Одна из причин усталости от домашних дел - это скука, отсутствие положительных эмоций в рутинной работе. Физиологи давно установили, что когда человеку скучно, у него снижается кровяное давление и усвоение кислорода, ухудшается обмен веществ. Поэтому скучная работа всегда труднее.
Внесите в вашу работу элемент спортивного азарта - и увидите, как все переменится!Например, скажите себе, что управитесь с разборкой чулана за полчаса, и ни минутой больше. Никто не говорит, что это увлекательная работа и что ее можно когда-нибудь даже полюбить. Но подумайте, что ваш чулан - это сундук с забытыми сокровищами!
Итак, заведите будильник или таймер и - на старт! Разбирать чулан по-прежнему неинтересно, зато вам интересно, уложитесь ли вы в заявленный срок. И это состязание со временем и с собой может оказаться таким же увлекательным, как спортивная передача по телевизору. Тем более, что за полчаса вы не успеете устать, а после этого вас ждет заслуженный и полезный отдых.
Не отвлекайтесь, даже если извлечете из чулана шляпку, о которой вы давно забыли - примерите потом. Главное - закончить работу, пока не зазвонил будильник.
Возможно, вы с честью справитесь с поставленной задачей. А может быть, звонок будильника оповестит, что вы проиграли состязание. Ну и что же! Как говорят олимпийцы, важна не победа, важно участие. А разборку чулана раз затеяли, надо довести до конца. Тем более, что наверняка осталось немного. Проведите хронометраж своих работ.
Конечно, всегда работать под постоянное тиканье часов или таймера - не подарок. Вместо одного стресса, связанного с нехваткой времени, можно получить другой. Но однажды засечь и запомнить время, которое вы затрачиваете на разные виды домашних работ, очень полезно.
Прохронометрируйте затраты времени, работая вприпрыжку и не отвлекаясь, даже если зазвонит телефон. Никуда не денутся, перезвонят. И дайте себе слово, что, возвращаясь к этим работам, будете делать их не медленнее, чем в прошлый раз.
Например, мытье посуды после семейного завтрака - 15 минут, протереть линолеум на кухне - 10 минут, чистка ковра и мягкой мебели пылесосом - 20 минут, вытирание пыли - 20 минут, приготовление борща - 1 час 20 минут и так далее.
Такая табличка, заполненная вашими достижениями, может наконец внести равновесие и гармонию в домашнюю работу.
Если вы знаете, сколько и на что вы тратите времени - значит, вы обрели над ним власть и сберегли его.
Давно установлено специалистами, что в среднем человек способен полноценно работать 7-8 часов в сутки. Это чистое время "нетто", без учета передышек, перекуров, посторонних телефонных разговоров и так далее.
Будем к себе снисходительны и положим рабочее время хозяйки дома равным 6-7 часам. Планируя каждый свой новый день работы по хозяйству, учитывайте цифры из вашей таблички хронометража. Сумма этих цифр не должна превышать 6-7 часов. Лучше, если она будет еще меньше. Тем не менее список дел, которые вы сможете "провернуть", опираясь на свой хронометраж и расчеты, может получиться весьма впечатляющим. И вы его с блеском выполните! Правда, вы освободитесь полностью не через 6 или 7 часов, а немного позже. Ведь мы договорились почаще отдыхать. Зато все остальное время, когда вы можете примерить найденную в чулане шляпку или попробовать перед зеркалом обнаруженную в шкафчике помаду, - целиком ваше.
А главное - у вас появится время для воплощения в жизнь вашей мечты, для которой "никогда не хватало времени". Вы получите больше свободы.
Не откладывайте жизнь на потом. Живите сегодняВам представилась возможность попасть на интересный концерт, встречу с замечательным человеком, пойти на волшебный бал. А вам некогда. Совершенно неотложные дела.
Можно точно сказать, что будет потом. Пройдет много лет, и событие, в котором вы отказались участвовать, останется в истории. Вы будете всю жизнь помнить, что могли участвовать в нем. И всю жизнь вспоминать, из-за чего вы отказались от этого. И никогда не сможете вспомнить. Слишком мелкая это была причина |
|