Развитие памяти у детей

 

Память
Память
 Память – сложный психический процесс, который включает в себя следующие стадии: получение информации о предмете или событии, eе обработка, структурирование, создание ассоциативных связей и возможность произвольно использовать эту информацию в будущем. 
Память делится на произвольную и непроизвольную. При помощи непроизвольной памяти, событие или объект запоминается легко, без каких- либо волевых усилий. Непроизвольная память работает, когда мы видим что-то интересное или необычное. Поэтому, чтобы запоминание у детей было более продуктивным, занятия желательно проводить в форме игры, интересной ребенку. Произвольная память требует усилия, поэтому задействовать ее можно с определенного возраста, обычно с 3-4 лет.
Существуют и другие классификации памяти:
1. По способу восприятия информации, память делят на:
- зрительную;
- слуховую;
- двигательную.
2. По времени сохранения информации на:
- кратковременную и долговременную.
3. По способу запоминания на:
- непосредственную, она еще называется механической;
- опосредованную, когда запоминание происходит не механически, а при помощи логических и ассоциативных связей.
У дошкольников лучше развита механическая память, поэтому в этом возрасте наиболее эффективно изучение иностранных языков, требующее в основном, механического запоминания.
Задача родителей, научить детей переводить события или объекты, требующие запоминания в яркие образы. Абстрактный образ сложен для запоминания, поэтому, чтобы память о нем осталась на долгое время, его нужно представить в виде конкретного зрительного образа. Но это еще не все. Чтобы воспоминания хранились долгое время, они должны быть осознанными, структурированными и упорядоченными. Для того чтобы ребенок научился это делать, существуют специальные упражнения, которые будут приведены ниже. 
Для того чтобы ребенок мог легко использовать воспоминания, необходимо научить его произвольно извлекать их. Для этого необходимо развитие ассоциативного мышления. Обычно ассоциации устанавливаются интуитивно, но есть и упражнения на развитие ассоциативной памяти.
Для того чтобы упражнения по развитию памяти были эффективными, необходимо выяснить какие из видов памяти нуждаются в развитии. В этом помогут тесты на диагностику памяти.
Память – сложный психический процесс, который включает в себя следующие стадии: получение информации о предмете или событии, eе обработка, структурирование, создание ассоциативных связей и возможность произвольно использовать эту информацию в будущем. 
Память делится на произвольную и непроизвольную. При помощи непроизвольной памяти, событие или объект запоминается легко, без каких- либо волевых усилий. Непроизвольная память работает, когда мы видим что-то интересное или необычное. Поэтому, чтобы запоминание у детей было более продуктивным, занятия желательно проводить в форме игры, интересной ребенку. Произвольная память требует усилия, поэтому задействовать ее можно с определенного возраста, обычно с 3-4 лет.
Существуют и другие классификации памяти:
1. По способу восприятия информации, память делят на:
- зрительную;
- слуховую;
- двигательную.
2. По времени сохранения информации на:
- кратковременную и долговременную.
3. По способу запоминания на:
- непосредственную, она еще называется механической;
- опосредованную, когда запоминание происходит не механически, а при помощи логических и ассоциативных связей.
У дошкольников лучше развита механическая память, поэтому в этом возрасте наиболее эффективно изучение иностранных языков, требующее в основном, механического запоминания.
Задача родителей, научить детей переводить события или объекты, требующие запоминания в яркие образы. Абстрактный образ сложен для запоминания, поэтому, чтобы память о нем осталась на долгое время, его нужно представить в виде конкретного зрительного образа. Но это еще не все. Чтобы воспоминания хранились долгое время, они должны быть осознанными, структурированными и упорядоченными. Для того чтобы ребенок научился это делать, существуют специальные упражнения, которые будут приведены ниже. 
Для того чтобы ребенок мог легко использовать воспоминания, необходимо научить его произвольно извлекать их. Для этого необходимо развитие ассоциативного мышления. Обычно ассоциации устанавливаются интуитивно, но есть и упражнения на развитие ассоциативной памяти.
Для того чтобы упражнения по развитию памяти были эффективными, необходимо выяснить какие из видов памяти нуждаются в развитии. В этом помогут тесты на диагностику памяти.

1. Диагностика кратковременной памяти.
Взрослый раскладывает перед ребенком 5-6 картинок, на запоминание которых  дается 30 секунд, затем картинки убираются, и ребенок должен по памяти назвать их. Второй вид тестов на развитие кратковременной памяти – рисование по памяти. Взрослый в течение 1 минуты показывает ребенку  изображение предмета, с мелкими деталями, затем ребенок должен нарисовать его.
2. Диагностика долговременной памяти. В качестве теста на долговременную память, можно использовать разнообразные вопросы, например:
• Какого цвета глаза у папы?
• Какого цвета шапка у ребенка, с которым гуляли?
• Назови свой домашний адрес. 
3.Тесты на двигательную память. Для  диагностики этого вида памяти, ребенок должен повторить за взрослым движения в определенной последовательности. Например, присесть и дотронуться до носа, улыбнуться и дотронуться правой рукой до левого уха и так далее.

4. Диагностика ассоциативной памяти. Для исследования этого вида памяти, необходимо подготовить карточки, где предметы будут сгруппированы в ассоциативные ряды. Например, первый ряд: мышка, сыр, норка; второй: елка, елочные украшения, Дед Мороз и так далее. Затем взрослый называет первый предмет из ассоциативного ряда, а ребенок должен назвать остальные. 
С помощью этих упражнений, можно не только  выявить «слабые места» памяти, но и развить их.
После проведения диагностики, можно переходить к упражнениям на развитие памяти.
Начинать упражнения лучше всего с развития у ребенка способности представлять зрительный образ, соответствующий конкретному слову. Ребенку дается бумага и карандаши, взрослый называет слова, которые ребенок должен  нарисовать. Начинают с простых слов: «цветок», «дом», «кошка», постепенно усложняя задание, с  переходом на менее конкретные образы, например: «ароматный цветок», «игривая кошка», «уютный дом». 
После того, как ребенок научится произвольно вызывать зрительные образы, в ответ на словесные понятия, рекомендуется перейти к упражнениям на концентрацию внимания. Предложите ребенку для запоминания карточки с рядами предметов. Первый этап – запоминание отдельных рядов, второй – запоминание всех рядов одновременно.

Развитие ассоциативной памяти

Взрослый дает ребенку несколько слов, которые сначала нужно объединить в группы, а потом придумать историю, которая бы их связывала. После освоения этого упражнения можно перейти к более сложному заданию: попытаться ассоциативно объединить слова, которые никак не связаны между собой, так называемые «нелогичные ассоциации», например «солнце», «машина», «жираф».
Для запоминания текстов, подойдет следующая методика: текст разбивается на составные части, составляется план текста, акцентируется внимание ребенка на основных моментах, потом рассматриваются его детали. Заключительный этап: обсуждение личных впечатлений ребенка по поводу текста и ответы на вопросы.
Несколько игр на развитие памяти помогут сделать ваши занятия с детьми более интересными и эффективными.
Игра «Фотоаппарат». Ребенку предлагается несколько карточек с картинками, каждую из которых он может рассматривать в течение 30 секунд («фотографировать»), а затем должен будет нарисовать («сделать фотографии»).
Игра «Опиши предмет». Можно играть вдвоем, проводя игру в форме соревнования. Выбирается хорошо знакомый предмет, затем по очереди нужно называть какие-то отличительные свойства предмета. Выигрывает тот, кто последним называет какое-либо свойство. 
Игра «Марионетка». Взрослый – «кукловод» – ведет ребенка, у которого завязаны глаза, в полной тишине по несложному маршруту, затем ребенок должен повторить маршрут, самостоятельно пройдя его с открытыми глазами. 
Все эти игры и упражнений будут эффективны, если ребенок имеет возможность полноценно отдыхать, заниматься посильными физическими нагрузками, часто бывать на свежем воздухе, правильно питаться. 
Помните, что начинать тренировать память ребенка нужно не в школе, а в дошкольные годы, тогда учеба будет приносить удовлетворение и результат.
 
 
< Пред.   След. >